Буджум ([info]boojum_1) wrote,
@ 2008-09-30 14:50:00
Previous Entry  Add to memories!  Share this!  Next Entry
Current mood: annoyed
Entry tags:истории из жизни, книги, недоумение

Как хорошо уметь читать!
Наткнулась в ЖЖ на статью «Почему дети не читают». Здесь, кому интересно, текст целиком. Хотя тема избитая (в последние -ндцать лет бедных нечитающих детей не пнул только ленивый), статья в целом интересная и познавательная.

Меня же до глубины души потряс рассказ о заботливой мамаше, которая прививает двенадцатилетнему сыну любовь к этому самому, как его, чтению. Полностью можно прочесть по ссылке – я здесь приведу только три цитаты, оказавшие на меня наиболее гнетущее впечатление.
«Книги для сына я выбираю подчас осторожнее, чем продукты питания. В современной литературе так много цинизма и пошлости. Я стараюсь подбирать книги не очень толстые, с крупным шрифтом, на школьную тематику, которая сыну близка и понятна».
«Нынешним детям свойственно клиповое сознание. Их совершенно не увлекают те истории, которые казались интересными нам. Никита не станет читать «Трех мушкетеров». Слушать аудиоверсию, которая длится, положим, 18 часов, ему тоже будет тяжело. Поэтому я нашла компромиссный вариант – полуторачасовой радиоспектакль».
«К сожалению, часто приходится из-под палки заставлять сына читать. Как только он дочитает серьезную книгу, я позволяю взять что-нибудь из суррогатной литературы, он предпочитает детективы для мальчиков. Но прежде я эти детективы внимательно прочитываю сама, чтобы решить, а стоит ли давать их ребенку».

Я щас даже не буду проводить параллели с нынешней политикой, которая, как в капле воды, отражается в этих принципах любящей мамочки и т.д. и т.п. Оставим это для профильных журналов. Я все-таки больше по книгам. Далее, кстати, «отменный» вкус родительницы подтверждается тем, что она умудрилась всучить своему сыну книжку несуществующего в природе грека Никаса Зерваса с более чем сомнительной "христианской" моралью. Странно, что они с сыном еще не добрались до сказок про президента. Впрочем, кто их знает, может и добрались… А ведь мальчик-то уже не маленький. Какие книги она начнет подбирать для него в пятнадцать? И что вообще будет с беднягой дальше?

Ну да ладно. Я тут свое босоногое детство вспомнила. И ужаснулась. Я ведь росла как лопух у забора. Родителям было плевать на мои занятия. Ну да, я почему-то сразу полюбила книги. Это, наверное, гены. Но в остальном… Ладно там детективы Агаты Кристи. Конечно, в 9-10 лет «Убийство в Восточном Экспрессе» и особенно «Десять негритят» могут напугать впечатлительного ребенка, но я, очевидно, не была впечатлительной и потом никаких «цинизма и пошлости» (имхо, имхо, имхо) там нет. Но «Ребенок Розмари»?!!! Но «Омен»?!!! (был у нас такой сборник «романов про дьявола» - туда еще, кажется, «Омен-2» входил). Куда смотрела мама?

А еще «Весь мир в кармане» Джеймса Хедли Чейза – это просто моя настольная книжка в третьем классе была (наряду с «Белый Ягуар, вождь араваков»). Так там преступники крадут бронированный автомобиль с деньгами (попутно, конечно, убивая инкассаторов), прячут его в трейлере и пытаются взломать. А их пытается найти полиция. Тут же, конечно, и любовь-морковь между двумя преступными элементами зарождается (жаль, они были разного пола:)). В итоге само собой все умерли. Вот не помню, были ли там постельные сцены (значит, наверное, не было), но вполне могли бы быть! По-моему, существует довольно известный советский фильм, снятый по этому кровавому триллеру.

Кроме того я обожала «Если наступит завтра» Сидни Шелдона (но это чуть попозже – уже классе в шестом). Вот там точно есть постельные сцены – я их живо помню:)) И это лишь те развращающие неокрепший детский ум произведения, которые я смогла припомнить навскидку, а так то читала, вернее глотала, я все подряд. Сегодня же спрошу у мамы, почему она мне это разрешала. Ведь чавкать и стучать вилкой об зубы она меня пыталась отучить (не очень успешно, впрочем:))

А
мораль… Я не знаю, какая здесь может быть мораль. Оставим все это без морали.




(22 comments) - (Post a new comment)


[info]me_cuppa
2008-09-30 11:28 am UTC (link)
Очень понимаю, почему сын читает из-под палки.

Хорошо только то, что она читает и те книги, которые выбирает ее сын. Совсем не плохо быть в курсе того, что творится в подростковом мозгу. В остальном - гипертрофированная забота. Фильтровать то, что читает ребенок, конечно, нужно (если бы у меня кто-то был, я бы заблаговременно очистила домашнюю библиотеку от книг Уильяма Берроуза и Жана Жене, а залежи слэшных распечаток отправила куда-нибудь в бумагорезку). Но отказывать в чтении Трех Мушкетеров - это садизм.
Еще добавлю, что, учась в школе, больше всего я ненавидела как раз книги на школьную тематику.
Вот не знаю, хорошо или плохо, что я довольно рано прочитала "Портрет" и "Страшную месть" Гоголя. Они меня нехорошо потрясли и до сих пор вспоминаются в обстоятельствах, которые и сами по себе жутковаты. Но, если бы не прочитала тогда, сейчас такое чтение не произвело бы на меня особенного впечатления. Если выбирать между двумя этими вариантами, я, наверное, выбираю первое ))

> Сегодня же спрошу у мамы, почему она мне это разрешала.
Спроси )) Интересно, что она скажет.

ЗЫ - от меня в детстве успешно спрятали книжку Имя Розы (что абсолютно не помешало "съехать" на слэше))), 100 лет одиночества (но это не привило любви к сугубому реализму) и безуспешно - книжку "Лукавый Эрос" ) Редкие книги я читаю с такой же смесью отвращения и любопытства :)

(Reply to this) (Thread)


[info]boojum_1
2008-10-03 11:15 am UTC (link)
>Хорошо только то, что она читает и те книги, которые выбирает ее сын. Совсем не плохо быть в курсе того, что творится в подростковом мозгу.
Не, мне кажется, это фигня какая-то. По-моему, не обязательно читать его книги, чтоб знать, что творится в мозгу ребенка. Надо просто с ним разговаривать. Держать руку на пульсе, так сказать:)) Ну то есть, это вот время, которое она тратит на чтение его книг, можно было бы потратить куда более эффективно, сходив с ним в выходные в парк погулять (например:))

>Еще добавлю, что, учась в школе, больше всего я ненавидела как раз книги на школьную тематику.
А я любила, даже очень. Хотя в целом тематика для меня не имела решающего значения - главное, чтоб интересно было.

>Но, если бы не прочитала тогда, сейчас такое чтение не произвело бы на меня особенного впечатления. Если выбирать между двумя этими вариантами, я, наверное, выбираю первое ))
Ага, эти воспоминания о детском чтении, пусть и не самом подходящем, одни из самых светлых (несмотря и вопреки мрачности книг:)) воспоминаний детства - я бы не хотела, чтоб их не было:))

Оффтоп. Я не тормоз, у меня просто три дня не было доступа к компу - щас напишу наконец тебе письмо (если успею:))

(Reply to this) (Parent)


[info]sonnegirl
2008-09-30 12:40 pm UTC (link)
много писать времени нет, увы, потому ограничусь следующим - глупая женщина, эта мать из поста. недальновидная и наивная.

(Reply to this) (Thread)


[info]boojum_1
2008-10-03 11:27 am UTC (link)
Ну да, трудно не согласиться. Просто странно, что такой способ приучать к чтению подается как прогрессивный и правильный.

(Reply to this) (Parent)


[info]kivi_1809
2008-09-30 01:50 pm UTC (link)
Женщина из разряда мамаш, которые пытаются стерилизовать пространство вокруг ребенка. Сейчас она выбирает ему книги, потом институт, работу, жену и далее по списку. Сомнительная, прямо скажем, забота!
Сколько себя помню, никто книг от меня не прятал, читала, что хотела и когда считала нужным.:))
Кстати, да у Чейза там нет постельных сцен, но финал "вобщем все умерли" - это не для третьеклассницы, ты не должна была узнать о жестокости мира так рано!:))) Как ты могла!:)))
Ну, а меня совершенно убило в приведенной цитате "не очень толстые, с крупным шрифтом"!О_о 12-летнему мальчику! А критериев по весу книги нет? Надорваться же можно.:))

(Reply to this) (Thread)


[info]sonnegirl
2008-09-30 03:26 pm UTC (link)
вот как раз насчёт шрифта один из немногих разумных критериев - речь все-таки идет о детском зрении.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kivi_1809
2008-09-30 06:37 pm UTC (link)
В 12 лет, я думаю, уже вполне можно читать книги набранные обычным шрифтом. Даже в учебниках для шестиклассников шрифт нельзя охарактеризовать как "крупный".

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]sonnegirl
2008-09-30 06:43 pm UTC (link)
да, можно. но ЛУЧШЕ читать книги с бОльшим шрифтом. Если есть возможность найти издание той или иной книги со шрифтом покрупнее, любой нормальный родитель выберет его.

> Даже в учебниках для шестиклассников шрифт нельзя охарактеризовать как "крупный".

это разве говорит о том, что он предпочтительнее для детских глаз?...


(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kivi_1809
2008-09-30 06:51 pm UTC (link)
Так я же не говорю, что крупный шрифт - это плохо. Просто в цитате это указано чуть ли не как определяющий критерий выбора книги: крупно - читаем, мелко - отметаем.
Речь не о предпочтительности, а о приемлемости.

(Reply to this) (Parent)


[info]boojum_1
2008-10-03 11:24 am UTC (link)
>ты не должна была узнать о жестокости мира так рано!
Да сама поражаюсь!))) И, главное, хоть бы хны! Ни тебе ночных кошмаров, ни душевных волнений... То ли я была бесчувственным ребенком, то ли... может, просто заранее знала, что все это понарошку?:)))

>Ну, а меня совершенно убило в приведенной цитате "не очень толстые, с крупным шрифтом"
Да, меня в этой фразе больше всего коробит, что книги выбираются будто овощи - по цвету, по весу... В общем, как просто предмет потребления - такой же как любой другой товар. Это неправильно, имхо.

(Reply to this) (Parent)


[info]sns_sns
2008-10-01 05:25 pm UTC (link)
Ага, я "Анжелику" прочитала в 10, а "Милого друга" - в 12. А когда мне было 14, на мое вечное нытье "что бы почитать" мама ответила: "Вон, возьми "Милого друга". Я уж не стала говорить, что уже освоила )

А вообще насчет того, что дети сейчас не читают - они никогда не читали особенно, насколько я помню. Все эти панегирики советским гражданам как самым читающим в мире - чушь. Я, помню, зашла к подруге - у них на полке стояла книга о вкусной и здоровой пище, энциклопедический словарь и "Три мушкетера". Больше книг в доме не было. Вполне такая средняя советская семья. И большинство школьников книг кроме тех, что заставляли читать по программе, в руки не брали. Сейчас хотя бы детективы есть, фэнтези - хоть это читают.

(Reply to this) (Thread)


[info]boojum_1
2008-10-03 11:37 am UTC (link)
Да, "Анжелика" вот кстати тоже - явно не детское чтение (я где-то в 12 прочитала, но ведь потом еще в 9-10-м классе перечитывала). Очевидно, нас недостаточно нагружали в школе:)) А вот "Милый друг" у меня совсем не отложился в памяти, также как и его "запретность" (наверное, 14-15 мне было, когда я его прочла и подумала "Ну и что?").

>А вообще насчет того, что дети сейчас не читают - они никогда не читали особенно, насколько я помню.
Может и так, плохо помню этот момент. Но тогда как-то лучше умели отделять зерна от плевел (может, потому, что "плевел" (в современном понимании) практически не выпускалось). И если уж ты читал, то ты ЧИТАЛ. А не так как щас - наглотаются всяких Лукьяненко да Коэльо и думают, что приобщились к литературе. Хотя это я уже немножко не о том:)

(Reply to this) (Parent)


[info]figosha
2008-10-03 03:55 am UTC (link)
Я не один раз уже читал этот твой пост. Но все никак не комментировал. Хотя сразу понравилось. Заставило повспоминать-поразмышлять. :)) Наверное, и вправду, очень многое зависит от традиций и культуры чтения в семье (Мартин Иден, как персонаж - исключение:)))Я знаю массу (ну пусть не массу, но не одного-двух) людей не державших в руках ни одной книги. Откровенно при этом смеющихся над теми, кого такая доля миновала. Даже жалеющими их! Довольно неприятно (как для меня) такое слышать. Много "вреда", к сожалению, приносит телевидение. Просто отвлекает. Как не крути, чтение - это труд. Всегда легче, ничего не делая, просто лежать перед ТВ. Пара-тройка часов и день прошел. Очередной. ЧПо правде, я и сам стал в последнее время читать значительно меньше, чем когда-то.

(Reply to this) (Thread)


[info]boojum_1
2008-10-03 11:46 am UTC (link)
>Мартин Иден, как персонаж - исключение:))
Тогда уж и Джек Лондон - исключение. Это ближе к реальной жизни:)))

>Как не крути, чтение - это труд.
Вот постоянно слышу эту фразу, но она как-то так и остается вне моего понимания, потому что я никогда не воспринимала чтение как труд. Даже читая что-то более-менее серьезное. А уж как можно счесть за труд чтение, например, тех же "Трех мушкетеров", вообще загадка:))

А телевидение как замещение чтения, конечно, плохо. Но в принципе их (то бишь книги и телевизор) можно вполне успешно совмещать при желании:))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]figosha
2008-10-04 03:36 am UTC (link)
:) Знаешь, а ты в оснлвном права по второму пункту "возражений". Просто сочетание слов "чтение - труд" стала таким привычно-распространенным шаблоном, что фраза выплескивается безо всяких тормозов.Бездумно. Это да. Однако "поправка" применима не ко всем "особям" без исключения :)
Это раз. И мне все-таки продолжает казаться, что смотрение занятие более пассивное, нежели чем чтение. Это два.

Моя личная проблема в том и состоит, что очень трудно совмещать что-либо. Если я читаю, то все к чертям! Если я смотрю (скажем сериал какой-нибудь*), то все остальные занятия перестают существовать. К сожалению так же обстоит с работой. Либо дома(шняя) - либо там где положено. Попытки совместить почти никогда не приводилини ни к чему хорошему .
:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]boojum_1
2008-10-04 10:48 am UTC (link)
>И мне все-таки продолжает казаться, что смотрение занятие более пассивное, нежели чем чтение. Это два.
А с этим я и не спорю - смотреть действительно проще:))

>Моя личная проблема в том и состоит, что очень трудно совмещать что-либо.
Да это не только твоя проблема. Если чем-то увлечешься, действительно трудно переключиться. Тут важно разработать для себя оптимальный баланс. Грубо говоря, по понедельникам, средам и пятницам - только книги, а по вторникам и четвергам - телевизор. И в остальных сферах жизни то же самое))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]figosha
2008-10-05 04:00 am UTC (link)
Это вроде как тяжелым кирзачем наступать на шею собственной песне? :)))
Нет-нет, соблюдать баланс надо. Умею же, когда хочу(хотим). Мы же находим время ходить на работу. И ничего! Получается. :))

(Reply to this) (Parent)


[info]malutka_du
2008-10-10 10:19 am UTC (link)
Это еще что. Моей первой книгой был учебник по акушерству и гинекологии.

(Reply to this) (Thread)


[info]boojum_1
2008-10-10 10:43 am UTC (link)
С картинками?

(Reply to this) (Parent)

(Reply from suspended user)

[info]dana_lana
2009-03-20 09:06 pm UTC (link)
муаххаха, кажется, я поняла, почему вы меня зафрендили. :)

(Reply to this) (Thread)


[info]boojum_1
2009-03-21 12:33 pm UTC (link)
Я не понимаю, о чем вы говорите)) Не помню, по какой ссылке я попала в ваш журнал, прочла первую страницу, мне понравилось и всё. Так у меня обычно и бывает - никаких особых причин:)

(Reply to this) (Parent)


(22 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Log in with OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…